добро пожаловать на сайт |
в качестве вступления... Важная роль в искусстве Юрия Дьяконова и Сусанны Франсиз последних лет принадлежит Индии, где в 1992 г. произошла первая встреча будущих супругов. Произведения Сусанны позволяют неравнодушному зрителю проникнуться лежащей от нас за "тремя морями" страной изнутри, взглянуть на нее сквозь призму духовных ценностей уходящего вглубь тысячелетий национального менталитета, погрузиться в царство цветения лотоса, пряных ароматов неведомых растений, пения райских птиц (Танцующий павлин, 1991; Райские птицы, 1991; Зеленый попугай, 1992; Влюбленные, 1993). Они смотрятся и как автономные станковые работы, и как драгоценные фрагменты единой росписи сказочного восточного дворца, проникнутого атмосферой "Тысячи и одной ночи", или волшебных чертогов "Аленького цветочка" Аксакова. Им, как и творениям других станковистов Востока, присущи ковровость цветовых сочетаний, декоративная плоскостность и орнаментализм пространственных решений, бережная выписанность каждой детали. Самобытной особенностью оригинального почерка Сусанны является его приглушенный европеизм, обязанный в первую очередь высокой культуре реалистического рисунка, лежащего в основе ее, казалось бы, сугубо живописных сочинений. Конструктивные, формообразующие и выразительные возможности академически выверенной линии она освоила еще в период обучения в Художественном институте города Джайпура. Владение языком реализма позволило Сусанне избавиться от издержек восточной орнаментально-этнографической условности, сохранить тонкое ощущение естественной красоты цветов, птиц и других героев своих произведений, оставив при этом за собой право на полет индивидуальной фантазии, на личную трактовку земных реалий. Это существенно облегчило ей вхождение в художественную жизнь Москвы, особенно в тот момент, когда она отважилась на изображение русских мотивов (Зима, "Осень", 1996). Помогло и то, что по своему воспитанию и убеждению Дьяконова-Франсиз - дочь христианской церкви. Приобщение к христианству объясняется и семейной традицией, и личным духовным выбором художницы, которая восприняла в основном светлые стороны этого вероучения, как бы исключив из него сцены греха, покаяния и Страшного суда. В ее работах библейского цикла, например в полотне Райский сад (1991), господствует гедонистическая, почти а ля кришнаитская радостная мелодия, не омраченная тенью грехопадения и изгнания из Эдема Адама и Евы. Здесь нет места самой возможности существования злых, темных сил. Здесь царит чувство радости бытия, гармоничной слитности всех тварных существ, в том числе и человека, а следовательно, и автора с земным и небесным. Муж Сусанны, Юрий Дьяконов, без сомнения, более искушен в течениях пост-перестроечной художественной моды, прочнее связан с ее историей. Обширнее и его "послужной список", насчитывающий не один десяток выставок у нас в стране и за рубежом. Весомее и его изобразительный арсенал, вмещающий самые разнообразные средства эстетического воздействия на зрителя - от реалистических до почти абстрактных; от монументальных панно и работ в театре до книжных иллюстраций. Экспозиция являет лишь скромную часть обширного художественного наследия мастера. Но и на ее примере можно говорить о многоконцептуальности творческих исканий и полихромности образной палитры Юрия Дьяконова. Ему не свойственно присущее Сусанне по-детски целостное невинно-чистое и в чем-то наивно-радужное восприятие мира. Человек, для которого идеалы, заветы и таинства православия стали путеводными, судьбу определяющими, он в своих работах, в том числе и самой, быть может, мажорной индийской серии (Постижение Индии, 1990-1994; Цветы Индии, 1990-1995), представляет жизнь как космическую арену вечного столкновения, борьбы и перетекания противоположных начал - света и тьмы, добра и зла, рождения и смерти... Вот почему движение в его физической, философской и сакральной ипостасях является одной из ведущих тем искусства Юрия Дьяконова, во многом определяя пластический строй его произведений. В них нет статического покоя, симметрического равновесия, окончательной завершенности. И цвет, и форма, и композиция находятся в процессе становления, сопернич-ства и взаимопроникновения, напоминая Землю в первые дни творения. Произведения Юрия, разделяясь по способу исполнения на два самостоятельных раздела (живописных работ и опусов в смешанной технике), даже в пределах одной серии (Без названия, 1990-1995; Точка равновесия, 1990-1995; Отражения, 1990-1994; Движения, 1991-1994) обнаруживают тенденцию к дискуссионному, конфликтно-беспокойному сосуществованию, что находит отражение и в их названиях, таких, как "Пробуждаясь" и "Засыпая", или "Гроза", "После грозы", "В потоках солнца". Непростой, усыпанный терниями сомнений и озаренный звездами откровений путь мастера к личной убежденности в правде евангельских истин предельно четко проступает в сравнительном обозрении его живописных сочинений 90-х и 80-х годов. Последним из них, несмотря на присущую им реалистическую манеру и иные исторические условия рождения, также свойствен неоднозначный ответ автора на вопросы, поставленные им самим и эпохой (Голубятня, 1983; Рождается истина, 1985-1986; и др.). Выгодно отличающие авторское письмо Дьяконова метафоричность, богатая ассоциативность, вдохновенная импровизация, а также способность, на первый взгляд легко изменяясь, работать "в духе" зачастую прямо противоположных формальных систем, позволяют ему максимально адекватно и подчеркнуто личностно выразить многоликие ипостаси и далеко несходные проявления персонального видения вечного круговорота жизни в столь же непредсказуемой динамично-подвижной пластике своих произведений. Помощник Президента Российской Академии художеств А. Сидоров ................................................................................................................................................................
|